14 ноября 2024
Их оснащение проходило в рамках национального проекта «Образование»
7 ноября 2024
Технопарк создан в рамках реализации нацпроекта «Образование» на базе школы № 3 Волгореченска
18 октября 2024
Во время каникул ребята освоят инженерные навыки и проектную деятельность
Подписаться на новости:
Подписано: 5934 человек

Советуем посмотреть:

Рейтинг школ повышенного уровня: ЕГЭ - не основной критерий качестваШколы с углубленным изучением отдельных предметов много лет привлекают родителей, которые мечтают дать своим детям качественное образование. В какой из них обучается больше победителей олимпиад, а в какой созданы лучшие условия для индивидуального развития детей? Рейтинг школ повышенного уровня поможет родителям выбрать гимназию, лицей или центр образования для своего ребенка в соответствии со своими приоритетами.

Рейтинг школ повышенного уровня, подготовленный Агентством социальных исследований «Социальный навигатор» при поддержке Межрегиональной Ассоциации Мониторинга и Статистики Образования (МАМСО), при участии региональных органов управления образованием 39 регионов РФ, «Учительской газеты» и журнала «Директор школы» в 2014 году выходит в третий раз. География исследования продолжает расширяться. В этом году в рейтинг вошли 1428 школ из 41 региона России, что составляет 38% всех лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов в стране. Годом ранее в рейтинг входило около четверти таких школ.

Лидеры и аутсайдеры

Составители рейтинга оценивали возможности индивидуального развития школьников, результаты и условия обучения, а также доступность школ. По их данным, в целом наилучшие результаты показали школы Пермского края, Томской и Челябинской областей. Наилучшие возможности для индивидуального развития учеников созданы в школах Саратовской области, Пермского и Красноярского краев.

a8a1093e7926.png

Наиболее высокими образовательными результатами могут гордиться школы Томской, Московской и Челябинской областей. Лидеры по условиям обучения стали Новосибирская, Владимирская области и Пермский край. Наиболее доступным было признано обучение в школах повышенного уровня в Новгородской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Орловской области.

В этом году ведущие позиции в рейтинге заняли школы естественнонаучного и математического профиля. Школы художественно-эстетической направленности расположились главным образом в нижней части таблицы.

Что касается профилей обучения, то наиболее высокие учебные результаты за последний год продемонстрировали математические школы. Возможности индивидуального развития в наибольшей степени обеспечивали ученикам школы естественнонаучного профиля. Наилучшие условия обучения сложились в языковых школах. Наиболее доступным стало обучение в школах естественнонаучного профиля.

«В этом году мы вновь убедились в том, что школы небольших городов могут с успехом конкурировать со школами, расположенными в региональных столицах. Подтвердилось и другое интересное наблюдение: на результаты обучения и место школы в рейтинге влияет наличие в ней не только образовательных услуг, но и разных творческих кружков и спортивных секций», — рассказал РИА Новости научный руководитель исследования, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович.

Рейтинг и управленческие решения

Школы повышенного уровня сегодня задают тон в образовательной политике и продвижении современных образовательных технологий, рассказала РИА Новости заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.

«Миссия этих школ – не просто собрать «продвинутых» учеников и работать с ними по углубленным программам, демонстрируя высокие результаты на ЕГЭ или олимпиадах, а находить, апробировать и предлагать такие технологии обучения и развития школьников, которые в перспективе могли бы использоваться в других образовательных организациях. По сути, такие школы – это лаборатории передового опыта, и педагогические коллективы должны работать не только «на себя», но и на развитие всей системы», — отметила она.

По ее словам, участие в рейтинге полезно школе тем, что позволяет ее педагогам сравнить себя с другими, посмотреть, по каким позициям они им уступают, подумать, что нужно изменить, чтобы результаты были выше.

«Не думаю, что рейтинги надо рассматривать как механизм для принятия административных решений: не нужно «наказывать» аутсайдеров и превозносить «лидеров». Рейтинги, как правило, выстраиваются только по некоторым критериям и основаниям и, следовательно, не отражают всю ситуацию в образовательной организации. Тем важнее правильно сделать выводы именно на уровне школы и принять управленческие решения для ее дальнейшего развития», — подчеркнула эксперт.

Наибольший эффект от участия в рейтинге школа получает в виде внутреннего источника энергии для движения вперед, при этом административное давление, связанное с погоней за местом в рейтинге, может обернуться потерей такой внутренней мотивации, рассказал РИА Новости заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин.

«Поэтому для нас участие в рейтинге школ — это не повод «надавить» (принять решение о том, что нужно что-то «дать» или, напротив, «забрать»), это повод к серьезному разговору об «анатомии и физиологии» результата. Поговорить о необходимости терапевтического вмешательства в ситуацию», — отметил он.

Управленческие решения только по результатам рейтинга крайне вредны, отметил заведующий Центра оценки качества образования Томской области Борис Илюхин.

«Решения должны приниматься по комплексу результатов работы: удовлетворенности родителей и школьников, образовательным результатам с учетом контекстных факторов, здоровому климату в школе и т.д. И здесь рейтинги — всего лишь один из элементов», — подчеркнул эксперт.

Парадоксы «сильных» школ

Составители рейтинга отметили, что не все школы повышенного уровня могут претендовать на элитный статус. Так, средний балл ЕГЭ по математике в каждой третьей физико-математической школе оказался ниже 60 баллов из 100, а в каждой двадцатой школе — ниже 50 баллов.

«Встречаются школы гуманитарного профиля со средним баллом по русскому языку ниже 50 баллов. Мы уже обращали внимание на этот тревожный факт год назад. Может, это не элитные школы для одаренных или хотя бы мотивированных на обучение детей, а школы для детей местной элиты?»», — рассказал Марк Агранович.

За два года, прошедшие с момента подготовки первого рейтинга, статус школ повышенного уровня изменился. После вступления в силу нового Закона об образовании в сентябре 2013 года название школы перестало влиять на ее финансирование, а раньше влияло – потому прежде и возникали многочисленные гимназии и лицеи, отметил Борис Илюхин.

«Школы стремились получить большее финансирование, это просто и понятно. Также как понятно и то, что других детей от смены названия в этих учреждениях не появлялось. Можно школу-интернат для девочек из семей со сложным социальным контекстом назвать физико-математическим лицеем, но от смены названия уровень знаний детей не сильно повысится. Повыситься он может только от каждодневной упорной работы всех участников образовательного процесса», — подчеркнул эксперт.

Бывает и так, что высокий статус достался школе от прошлого, но сегодня она уже сдает свои позиции, хотя родители по-прежнему стремятся отдать туда детей.

«Школы повышенного уровня с такими низкими результатами ЕГЭ, конечно, не имеют права сохранять свой статус. С этой целью, например, республика Мордовия ежегодно проводит независимый мониторинг по профильным предметам, а также детально анализирует данные ЕГЭ, ГИА-9, показатели аттестации педагогических кадров и аккредитационные показатели», — рассказала Галина Явкина.

Впрочем, следует отметить, что новый закон не выделяет школы повышенного уровня в особый статус при аккредитации, и «лицей», «гимназия» и «центр образования» стали лишь самоназванием. Значение сегодня имеет не название учреждения, а образовательные программы, которые это учреждение реализует, и именно на эти программы, а не в школу, возможен конкурсный отбор учеников.

В то же время специалисты призвали не опираться на баллы ЕГЭ (тем более, средние) как на надежный и единственный инструмент оценки качества образования.

«Достаточно вспомнить о несовершенстве Единого госэкзамена и о колебаниях результативности даже самых результативных школ. Выпуск выпуску рознь, это вам любой педагог, имеющий за своими плечами два-три выпуска, скажет», — отметил Дмитрий Метелкин.

Надежные инструменты оценки отечественной системе образования только предстоит создать. Не исключено, что Рейтинг школ повышенного уровня станет одним из таких инструментов, отмечают эксперты.

Источник:

http://www.eduhelp.info/page/rejting-shkol-povyshennogo-urovnja-ege-ne-osnovnoj-kriterij-kachestva